Введение Нынешние реалии таковы, что каждый второй сегодня — ди-джей или продюсер, опьянённый лёгкостью сведения и создания музыки на компьютере, доступностью обучающих и музыкальных материалов, а таблоид The Economist заявляет о смерти ди-джеинга, как вида искусства, в связи с массовой доступностью и популяризацией. Но давайте попытаемся разобраться, так ли легко быть диджеем на самом деле и закончена ли эпоха независимой ди-джейской культуры? Ниже мои мысли, опыт, наблюдения и рекомендации на тему, как и за счет чего можно выделиться из общей массы, когда даже твой терапевт в поликлинике — ди-джей. Я твердо уверен, что настоящих ди-джеев, обладающих неординарным вкусом и стилем, способных по-настоящему заинтересовать и увлечь — единицы. Для этих людей ди-джеинг это не профессия, а именно искусство. И равносильно, как и в других областях искусства, существуют посредственные творцы, которые, достигнув определенного уровня, теряют интерес, перестают развиваться и уходят в небытие. Но так же всегда есть ди-джеи, которые ни на секунду не останавливаются на своем пути и независимо от уровня владения мастерством всегда с живым интересом относятся к новому и постоянно работают над совершенствованием, оттачиванием и развитием своих профессиональных навыков. Большинство обывателей зачастую говорят, что человеку повезло — он родился с талантом художника/музыканта/ди-джея и тд., но мало кто задумывается, что талант — всего лишь интерес узнать больше, чем доступно на поверхности. Интерес, перерастающий в страсть. И именно страсть и трудолюбие делают людей мастерами своего дела. Неоспоримый факт, что за каждым выдающимся человеком стоит огромный титанический труд, на 99% процентов определяющий успешность и профессионализм в своем деле. Успешные люди, независимо от отрасли, успешны по одной причине — они много работают, сфокусированы и делают то, чего не делают другие. Именно для искренне увлеченных и интересующихся людей, желающих большего, чем просто материальные блага от «непыльной» и модной профессии ди-джея, я и хочу написать серию публикаций, поделиться собственным опытом и помочь с развитием творческого потенциала. При этом не важно, находитесь ли вы только в начале пути, или прошли долгий путь, как и я, и находитесь на развилке перед камнем. В восточной философии есть такая система: Бытие -> Знание -> Делание. Согласно этой системе большее знание приобрести невозможно до тех пор, пока не изменится твое бытие. Человек может получить столько знания, сколько позволяет его бытие, иначе его знание будет просто словами. Если знание дается нескольким людям, один из них получает его, а другие не получают. Почему? Очевидно потому, что их бытие различно. Поэтому перед прочтением, я прошу вас задать себе один простой вопрос: что мной движет и какие-цели я преследую, желая стать или быть ди-джеем? Ваш искренний ответ во многом определит ваши возможности для дальнейшего развития и становления. Возможно, кому-то слова выше покажутся излишне философскими и отвлеченными от реальности — это нормально, вы всегда можете выбрать другой подход и обратиться к прочим источникам. Для тех же, кто разделяет и понимает сказанное мной выше, я и постараюсь, по-максимуму, поделиться своими знаниями и умениями, и надеюсь, так же почерпнуть что-то и от вас, так как я всецело придерживаюсь одного важного для меня принципа — делись тем, что знаешь и умеешь, и мы все будем развиваться. Хочу отметить, что вся информация, которую я публикую, имеет исключительно субъективный характер и ни в коем случае не является догматом. Начать я решил с наиболее, на мой взгляд, актуальной и емкой темы нынешнего времени. Часть I. Аутентичность и уникальность ди-джея В этой части я затрону основные аспекты и навыки, которые формируют уникальный стиль ди-джея и определяют его профессионализм, а такж же обязательно поделюсь своим опытом и мыслями по этому вопросу. Начну с основного: главное оружие ди-джея — музыка, насколько бы банально это не звучало! Кто-то скажет, ди-джеинг не возможен без музыки в принципе, и с этим не поспоришь. Но так же очевиден факт, что ди-джей должен иметь более глубокий и комплексный подход к работе с музыкальным материалом, чем среднестатистический любитель музыки. Сегодня же огромная масса людей, именующих себя ди-джеями, играет в разном порядке один и тот же материал из топов и чартов рекордсторов, абсолютно не утруждая себя глубинным поиском материала, или дигингом, как выражаются в индустрии. Гораздо проще взять то, что для тебя положили на поверхность в зону легкого доступа. Но музыка в большей степени и определяет вашу уникальную сущность. Ди-джеи, представляющие редкий, нетривиальный и интересный материал, всегда заслуживают уважение публики. Как бы не ругали интернет различные мейджоры и прочие представители глобальной музыкальной индустрии, самое главное, что интернет предоставил беспрецедентные возможности поиска и доступ к широчайшей музыкальной базе. Но в этом вопросе важен системный подход, ведь сам факт доступа к информации абсолютно не гарантирует доступность найденного материала, и необходимо разработать свою индивидуальную систему пополнения музыкальной коллекции. Этот процесс не быстрый, и по идее никогда не может закончиться, только лишь изменяясь и подстраиваясь под ваши текущие вкусы и цели. Важный момент, как и где вы черпаете свои музыкальные полезные ископаемые. Основные музыкальные магазины типа битпорта, джуно, трексорса и прочие предоставляют доступ к широчайшей базе, объять которую просто физически невозможно, поэтому в вопросах поиска я всегда рекомендую фокусироваться на более узко-направленных источниках, и чаще заглядывать на bandcamp.com и непосредственно на сайты любимых лейблов. Чем уже фокус поиска — тем меньше конкуренция и выше уровень вашей музыкальной уникальности. Но узкий фокус никак не должен касаться вашего музыкального вкуса! Я никогда не понимал ди-джеев и меломанов, которые замыкаются в рамках одного стиля, тем самым искусственно ограничивают свое музыкальное развитие. Несомненно, какие-то направления могут в определенные периоды нравится больше других, но слушать разную музыку так же необходимо, как делать зарядку по утрам. Для себя я выработал определенную систему поиска и систематизации музыки, прочитать об этом вы можете в этой статье. Что я регулярно делаю и настоятельно рекомендую делать и вам, так это всегда стараться прогонять любимые треки через базы whosampled и discogs, потому как всегда полезно попытаться подчерпнуть чуть более глубокую информацию о композиции или релизе. Например, на whosampled вы узнали, что ваш любимый трек содержит семпл из какого-либо классического/диско/соул/кантри/не важно — произведения, и именно эта партия вас и зацепила… Начав интересоваться оригиналом, который был засемплирован, вы попадаете в абсолютно иное музыкальное измерение, которое открывает совершенно новые двери и расширяет ваши музыкальные границы. Еще я всегда читаю комментарии на дискогсе — из них можно узнать массу интересных деталей, опять же об используемых сэмплах, аналогичных пластинках и много чего другого интересного. Всегда полезно интересоваться бэкграундом наиболее понравившихся треков и, тем самым, подпитывать свой музыкальный интерес. Поверьте, этот процесс нескончаем, и его энергия зависит только от вас и вашего желания углубляться в предмет. Сравниться по значимости с важностью музыки в вашей ди-джейской сумке может разве что подход к селекции и умение компилировать материал так, чтобы ваш музыкальный рассказ приобрел целостность, а каждый отдельный трек был как глава в книге: важен, интересен, но восприниматься должен в контексте всего сета или микса. Умение грамотно и интересно выстраивать свои сеты является чуть ли не главным критерием профессионального диджея. Селекция и компилирование являются одними из наиболее креативных и творческих процессов в этой сфере и полностью зависят от вашего вкуса, настроения и музыкальной философии. Конечно же и тут есть своя система сложившихся правил, вроде bpm должен меняться по нарастающей, джангл с хуасом лучше не миксовать и тд., но суть в том, что это все навязанные правила, нарушать которые лично я считаю делом профессиональной чести :) С опытом у меня выработался свой подход и сейчас для меня существует только одно правило — никаких правил! Как бы странно не звучало, но в этом вопросе, да и в целом в ди-джеинге, очень важна предварительная подготовка. Например, для меня очень важно, с какого трека начинать и еще важнее каким заканчивать — при подготовке к выступлениям и записи миксов я уделяю этому моменту массу времени. Как я уже писал выше, в основе должна лежать целостность вашего музыкального повествования и сводимые треки, по хорошему, должны цепляться друг за друга и «играть» вместе. Один из критериев этого — гармоническое сведение, о котором я напишу ниже, но так же необходимо базовое понимание, какие музыкальные инструменты и партии хорошо сочетаются друг с другом, например, перкуссия и духовые, пиано и скрипки и тд. Так же важно учитывать сочетание ритмических рисунков, чтобы грув плавно перетекал от одного трека к другому и не терялся при сведении. В хаус-сетах для меня отлично работают вставки из треков с ломаным ритмом, они добавляют динамики, разнообразия и интереса миксу или сету и позволяют держать слушателей «на крючке». А вот треки с хард-свингом хорошо вписываются в микс далеко не всегда, тут нужно доверять своему слуху, готовиться, экспериментировать и тренироваться. С опытом приходит умение определять по первому квадрату — сводить или отложить. В силу развития технологий процесс ди-джеинга сегодня кажется настолько простым и понятным, что сводить начинают все, независимо от социального статуса и семейного положения. Ди-джейский софт доступен на телефонах, планшетах, компьютерах и прочих девайсах, и сегодня, наверное, только ленивый не пробовал делать цифро-скретчи и двигать фейдеры на экране. Контроллеры и ди-джейские проигрыватели стали доступны широкой аудитории, а кнопки SYNC перевели битматчинг в разряд атавизмов. Но все ли так просто и легко, как кажется на первый взгляд? Боюсь, что нет. Ди-джиенг намного более многогранен, чем думают многие, и владение классическими техниками игры определенно выделит вас среди «новой волны» и поможет понять некоторые принципы и важные моменты, которые откроют новые грани и определенно послужат хорошим заделом для дальнейшего развития. Современный ди-джиенг кажется мне скучным, цифровая точность, предсказуемость и отсутствие помарок делают его «неживым», а весь процесс больше напоминает программирование плеера. Я могу с уверенностью сказать, даже, если вы освоили основные приемы сведения, работы с частотами и подгон скорости, для выработки своего уникального ди-джейского почерка вам понадобится нечто большее… О себе могу сказать, что мой индивидуальный стиль сведения, отмечаемый слушателями, начал проявляться только после 15 лет! Более того, только сейчас я начал понимать, чего мне не хватает, и какие техники я хотел бы освоить! Когда я только начинал и решился прийти в ди-джей школу, первый вопрос, который мне задали: ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ ты хочешь быть ди-джеем? Выслушав мой ответ, меня подвели к паре техниксов и сказали, что это мой вариант :) Как же я благодарен за этот судьбоносный момент, определивший мой дальнейший творческий путь. Я не буду оригинальным и присоединюсь ко мнению, что настоящий ди-джей априори должен уметь играть на виниле. Это отправная точка в истории ди-джинга, а так же гарантия понимания основ этого вида искусства. С другой стороны, я против ультимативности и ограниченности, типа «винил онли», в 21 веке это, как минимум, глупое ограничение. Но то, что умение играть на пластинках должно служить основой — для меня неоспоримый факт. Безусловно, речь идет о ди-джеинге творческом, не о свадебном, хотя свадебным диджикам это тоже определенно не помешает :) Достойный ди-джеинг на виниловых проигрывателях не только вызывает уважение у коллег (осторожно, у некоторых зависть!), но и заставляет осмысленно и по-максимуму уделять внимание процессу, не отвлекаясь на электронную почту и соц. сети на экране лэптопа. Несомненно, винил как носитель, повышает ваши шансы на звание уникального диджея, потому как на виниле выходит масса разнообразной музыки, не издающейся на других носителях и выпускающейся лимитированными тиражами по 100-200-300 копий… Для меня этот формат всегда был и остается основным еще и потому, что винил диктует свои правила и навязывает определенный подход к коллекционированию и поиску музыки, воспитывает уважение к музыке и, что немало важно, в основной массе не теряет со временем своей ценности. А в дальнейшем при смене вкусов может послужить предметом обмена или продажи, чтобы обеспечить приток нового наиболее актуального в данный момент материала. Отдельно хочу сказать о технике владения ди-джейским пультом, как об одном из самых главных инструментов, превращающих игру диджея в искусство. Воистину, путей использования и комбинирования приемов не сосчитать, навскидку, мой уровень владения пультом находится в районе 35-40%. Сведение фильтрами и с помощью кроссфейдера, использование переключателя phono/line, вырезание или выделение частот, и другая масса приемов, которая позволит добавить красок, эмоций и драйва в ваш сет! Я очень редко использую регулятор средних частот при сведении, потому что этот частотный диапазон как раз и позволяет трекам играть вместе и звучать в унисон. Когда нужно свести быстро или эффектно, я использую один прием, который меня не раз выручал: 1) синхронизируем треки по скорости; 2) на канале, который выводится, все регуляторы частот должны быть сразу на 0db; 3) стандартно выводим канал фейдером в квадрат, одновременно плавно, но полностью вырезая низкие частоты на втором канале. Вуа-ля! Профессиональное владение встроенными или внешними эффекторами так же выводит ваш ди-джеинг на новый уровень, помогая сводить несводимые треки и выделять важные или драматичные моменты, добавляя тем самым энергии в ваш сет. Это чрезвычайно сильно воздействует на слушателей на эмоциональном уровне и прибавляет «сочности» вашему выступлению. Но самое главное — вы должны понимать и использовать ваш диджейский сетап как единый организм: мастерское владение поможет даже на самой простой аппаратуре без излишеств именно «играть», а не сводить. Конечно, при условии что с музыкой и селекцией у вас все в порядке :) Еще один важный навык, который поможет обратить на себя внимание и добавить колорита вашим выступлениям, это умение скретчить! Сейчас я имею ввиду не тёрнтейблизм как направление, а просто владение на хорошем уровне определенными приемами, потому как даже, так называемый, бейби скретч может задать жару на танцполе! Для меня это сейчас цель номер один, очень хочется освоить краба или скрибл, чтобы разнообразить свои сеты, добавив в них более яркие краски. Я пробовал заниматься по видео-курсам, и, в принципе, при достаточном количестве тренировок, возможно научиться, но мне хочется позаниматься индивидуально с профи, что наиболее эффективно, на мой взгляд. Следующий важный навык — гармоническое сведение: подбор треков в созвучных тональностях, действительно играющих вместе! На первый взгляд все просто: проанализировал треки, прописал теги тональностей и пользуйся, но есть масса нюансов и техник. Например, всегда нужно пробовать миксовать мажорные треки с минорными в близких тональностях, а так же запомнить простое правило: можно брать не только тона +1 и -1 но и +5 -5, +7 или -7. Самое главное, не нужно слепо верить цифрам, и последнее слово оставлять всегда за своими ушами. При игре на виниле возможно доверяться исключительно собственному чутью и слуху, и лично меня мой внутренний миксед-ин-кей еще ни разу не подводил :) Главное — знание материала и выработанное годами понимание алгоритма поднятия или понижения тона в зависимости от движения питча. Еще один важный момент, влияющий на творческую аутентичность ди-джея — его собственный продакшн. В нынешних реалиях успешными становятся ди-джеи, которые приходят в профессию через продакшн, зачастую, просто с целью монетизировать свое творчество, так как основной доход приносят, как раз ди-джей сеты. Лично я не очень верю в эту историю и всегда больше доверяю тем людям, которые пришли в продакшн через ди-джениг, а не на оборот. Мне довелось слышать много разнообразных сетов на разных мероприятиях с участием больших имен: зачастую «играющие» продюсеры выступают, мягко говоря, не очень, а вот «продюсирующие» диджеи — другое дело! Мне кажется, что сочинение музыки для ди-джея является определенным этапом, к которому нужно осмысленно прийти и при этом иметь правильную мотивацию. Лично для меня такой мотивацией является написание треков исключительно для своих сетов, которые будут работать только в нужных моментах и только для меня, и никто другой не сможет их играть без моего ведома :) Чем не аутентичность? Многие думают, что писать музыку неимоверно сложно и нужно много учиться, нужно оборудование и тд… Все верно, но никто не мешает начинать с малого. Как пример, могу дать следующий совет: как часто у вас возникает чувство, что «трек круто звучит, но эта яма определенно не к месту, я хочу чтобы все танцевали без остановки от начала до конца» — что делать? Открываешь любой аудиоредактор, ставишь метки квадратов и вырезаешь к чертям все ямы и висячки, сохраняешь и получаешь эдит, который работает круто и только для тебя! Причем эдит отмастеренный и готовый прямо сейчас ;) Уловили мысль? Больше креатива и меньше опасений, что не получится! Следующим элементом аутентичности может стать добавление акапелл, различных диджей тулов, реприз и битов. Видели хоть раз, как мастерски играет Karizma? Если нет — посмотрите и послушайте, это очень крутая техника! Важнейшим моментом тут является персональная библиотека семлов, акапелл и прочих элементов, которые работают для вас! Поверьте, очень важно начать формирование этой библиотеки как можно раньше, впоследствии все эти «dj tools» пригодятся вам и при написании музыки и могут являться одним из оригинальных и узнаваемых элементов стиля в продакшене! Но важно не зацикливаться на стоковых библиотеках семплов и акапелл, а подходить к поиску творчески и искать эти элементы везде. Услышали клевый бонго-луп — вырезаем, сохраняем, анализируем, ставим теги о добавляем в библиотеку. Нравится этот свип-эффект в начале трека — действуем, не откладывая, или добавляем в специальный инбокс для последующей обработки, при этом важно в названии или как либо по-другому прописать комментарий. У меня, например, всегда прописаны комментарии в названии: соло саксофона в конце, клеп-хэт-луп вначале, припев-акапелла на висячке и тд. В завершение пару общих советов и выводов. Все перечисленные выше навыки и техники должны работать в системе, по отдельности они не принесут особой пользы. Старайтесь не останавливаться на своем творческом пути, регулярно и побольше практикуйтесь, интересуйтесь и обменивайтесь опытом. В ди-джиенге нет иной конкуренции, кроме творческой, как, например, найти и поставить редкий или забытый трек, который взрывает танцпол. Будьте открыты и обязательно цените и уважайте коллег и свою аудиторию, независимо от ее численности. Если вы по-настоящему желаете развиваться в ди-джеинге и искренне воспринимаете его как вид искусства, уверен, все ваши истинные намерения обязательно воплотятся в жизнь и принесут результаты. Не стесняйтесь спрашивать и оставлять комментарии, я с удовольствием отвечу. Как я уже говорил ранее, материалы из этой серии лягут в основу мастерклассов, в рамках которых я смогу рассказать обо всем более детально, лично ответить на вопросы и продемонстрировать определенные приемы на практике. Предварительно записаться или заказать персональный мастер-класс можно уже сейчас: свяжитесь со мной любым удобным способом или просто оставьте соответствующий комментарий к этой записи. Всем мира, добра и побольше хорошей музыки!
Аутентичность и уникальность ди-джея
No comments